Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»


Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»


Осенью в Выксе открылась арт-выставка из коллекции Ирины и Анатолия Седых «Путевые заметки. Привал». Здесь соседствуют работы Роберта Фалька и Анатолия Зверева, Давида Бурлюка и Владимира Янкилевского, а еще экспозиция учит зрителей и коллекционеров правильным остановкам посреди жизненного пути и поискам себя. О том, как она устроена, и на каких художников стоит обратить внимание, — в материале «Сноба».
Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Экспозиция выставки «Путевые заметки. Привал»

Коллекция как путешествие по собственному опыту

Коллекционеры Ирина и Анатолий Седых начали собирать искусство более 30 лет назад. Сначала это были работы признанных классиков: от реалистов и передвижников, Василия Поленова и его товарищей, до модернистов — Константина Коровина и Петра Кончаловского.

Но потом пара решила сосредоточиться на художниках-нонконформистах и актуальном искусстве — и логика коллекции кардинально изменилась. Сегодня в их собрании более тысячи работ, большинство из которых созданы русскими художниками во второй половине ХХ века и в наши дни.



Поворотных этапов в существовании этой коллекции за ее долгую историю было немало. Ирина с Анатолием уподобляют свое дело большому путешествию. Более полутора лет назад они задумали четырехчастный выставочный проект — «Путевые заметки», каждая экспозиция которого посвящена определенному периоду в охоте за произведениями искусства. Сейчас в Музее истории ВМЗ в Выксе проходит третья выставка этого цикла — «Привал».

Название отсылает к важному для каждого коллекционера моменту, когда приходится на время остановиться в процессе собирания артефактов и осмыслить накопленный опыт, чтобы коллекционирование не становилось механическим занятием. Ведь оно — «…не только движение вперед, но и периодические паузы и размышления. “Путевые заметки. Привал” показывает, как в момент остановки возникает возможность увидеть целостность пути и наметить дальнейшие перспективы», — делится куратор выставки Моника Норс.

В новой экспозиции неожиданным образом соседствуют работы Роберта Фалька, Давида Бурлюка, Олега Васильева, Анатолия Зверева, Юрия Злотникова, Владимира Янкилевского, Ольги Чернышевой, Аси Заславской, Леонида Костина и еще многих актуальных художников, творящих в наши дни.
Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Экспозиция выставки «Путевые заметки. Привал»

Как устроена выставка, и на кого обратить внимание

«Привал» разделен на три части. Первая часть — остановка. Здесь зрителю предлагается выдохнуть и временно потерять контроль над своим «путешествием»: не двигаться дальше, а бесстрастно рассмотреть пейзажи, на которых нет людей, расслабиться, отдохнуть перед длительной дорогой, ни о чем не думая. В такой же позиции — назовем ее с легкой руки Бродского «остановка в пустыне» — когда-то находились и сами коллекционеры, создавшие выставку, после чего стали собирать актуальное искусство. А поэт и художник Давид Бурлюк замечательно зафиксировал это состояние в работе «Морской залив».

Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Давид Бурлюк, «Морской залив», 1920 год

Отец русского футуризма написал абсолютно дегуманизированное пространство, стерильную «транзитную зону» без следов жизнедеятельности человека — на этом пейзаже некуда пристать кораблю, здесь невозможно присутствовать. Здесь изображено не место, а состояние. А сам Бурлюк в момент создания картины находился во Владивостоке — решая во время остановки по пути в Японию, куда бы эмигрировать.

«Зимний лес» живописца Олега Васильева — почти такое же пространство, здесь тоже нет места человеку. С той только разницей, что безбрежная материя воды сменяется в нем материей холодного неба и сливающейся с ним земли. В этой картине находиться неуютно, но не для того она и написана: художник предлагает зрителю раствориться, превратиться в белый шум, исходящий от голых раскачивающихся деревьев. Успокоение может быть и таким. Чтобы двигаться дальше, человеку иногда необходимо забыть о своем присутствии в мире, временно отказаться от него, а значит, и от своих обид, неоправдавшихся ожиданий. Остановка в концепции выставки — это еще и опыт преодоления гордыни.
Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»

Олег Васильев, «Зимний лес», 2001 год

Следующий после передышки пункт — привал. В этом пространстве отдохнувший зритель должен сформулировать для себя какие-то важные вещи, мотивирующие продолжить путешествие, и найти смысловые опоры.

Здесь для пытливого путника — пункт временного размещения, но не дом и не финальная точка маршрута. Художница Евгения Буравлева предлагает зрителю разместиться в гостиничном комплексе (картина «Коридор») — она проводит нас по колоритному советскому интерьеру внутрь санатория «Изовелла», расположенного в Апатитах Мурманской области. Кстати, тут останавливаются и художники, когда приезжают в резиденции по приглашению Центра современного искусства «Сияние».
Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Евгения Буравлёва, «Коридор», 2024-2025 годы

Люди, когда-то переселившиеся в эти суровые холодные края, обустраивали себе жилища, старались обрести дом даже здесь. То же самое происходит и сегодня, когда вопрос выживания ни для кого не стоит так остро, как в прошлом. Ведь любой человек в любую эпоху странствует и ищет для себя единственное подходящее ему место (сам собой напрашивается архетипический сюжет о вечном странствии и вечном возвращении, «Одиссея»). Об этом и пишет Буравлева: об отношениях человека с местом и временем. А еще гостиница — отличная метафора земной жизни как таковой: на Земле мы все только в гостях.

Бывает и так, что дом у нас уже когда-то был, а теперь его нет, и местом привала может послужить только наша память. Об этом работа Насти Миро «Розовый дом» — художница изобразила идеалистический образ когда-то родного места, которого больше не существует (или никогда не существовало) в реальности. Герой, прогуливающийся возле розовой панельки, в которой когда-то жил в детстве, не видит настоящего мира, но иногда и собственных иллюзий бывает достаточно, чтобы устоять под гнетом неумолимого времени. Хотя бы на время привала.

Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Настя Миро, «Розовый дом», 2023 год

Третий раздел выставки призывает зрителя прислушаться к себе, понять, какой опыт уже накоплен и куда стоит двигаться дальше в поисках нового. В центре этого раздела — рефлексия художников над своими жизненными стратегиями, ориентирами, техниками и, конечно, прошлым. Диана Воуба, например, в цикле минималистичных пейзажей «Дорога домой» намечает векторы отхода от навязываемых окружением представлений о самой себе и своей родине (она родилась в Абхазии).
Фальк, Бурлюк, странствия и остановки в пустыне: чем интересна выставка «Путевые заметки. Привал»
Диана Воуба, «После дождя», из серии «Дорога домой», 2014 год

Художница фиксирует то, как перестраивается ее оптика, как готовые формулы постепенно уступают место индивидуальным сценариям в жизни и искусстве, — и серия миниатюр складывается в живописный гимн свободе, легкости и творчеству.

В следующем году в Выксе откроется четвертая и последняя экспозиция из цикла «Путевые заметки» — «Возвращение». Она будет посвящена циклическим процессам в жизни, искусстве и коллекционировании. 


Подготовил Алексей Черников

Источник

Поделиться с другом

Комментарии 0/0


...