Вот и все — доигрались. Трамп готов кинуть Зеленского. Теперь у него дела поважнее

Антон Трофимов

Возможное начало военной операции США против Ирана станет одной из самых больших неприятностей для Украины. И без того лишенная покровителем существенной части финансовой и военной поддержки, она еще и быстро откатится с информационной передовой в тыл. Ситуацию могли бы спасти разве что интенсивно идущие переговоры, однако Киев настолько уперт в отношении своих "красных линий", что на это может даже не рассчитывать.
Вот и все — доигрались. Трамп готов кинуть Зеленского. Теперь у него дела поважнее
© CC0 / Public Domain U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni

С учетом нынешнего состояния украинской энергосистемы, темпов продвижения российских войск и нехватки живой силы прогноз для киевского режима крайне неважный. Даже в куда более благоприятной ситуации — минувшим летом, еще до "формулы Анкориджа", поставившей крест на надеждах Киева сохранить территориальную целостность, — Украине пришлось туго. Теперь же обстановка такова, что она будет вынуждена согласиться на все выставленные Москвой и Вашингтоном условия, чтобы сохранить хотя бы остатки государственности.

"Примите сделку, господин президент. Завершите одну войну и предотвратите начало второй. США сейчас находятся на краю пропасти и рискуют вступить в войну с Ираном — войну, которая может оказаться катастрофической для наших интересов, — призывает Трампа подполковник армии США в отставке Дэниел Дэвис на своем YouTube-канале Deep Dive. — Начало новой войны на Ближнем Востоке может лишь многократно усилить вовлечение США и зайти настолько далеко, что пути назад уже не будет. Именно это сейчас поставлено на карту. Но ведь есть и другая проблема — конфликт между Россией и Украиной. Он уже давно зашел в тупик. Однако существует сделка, которую можно заключить. Ее необходимо принять в интересах Соединенных Штатов и, в целом, всего западного альянса". На то, что нынешний хозяин Белого дома прислушается к советам отставного подполковника, так же, как и к рекомендация многих иных экспертов, понимающих, чем грозит Америке иранская авантюра, шансов очень мало. Как показала история с Гренландией, действующая администрация США согласна останавливаться, только когда полностью получает желаемое. В случае с Ираном — его полный отказ от ядерной программы и от роли одного из центров силы на Ближнем Востоке. Но на это Тегеран не пойдет никогда, а значит, вероятность нового ирано-американского конфликта резко возрастает.



Впрочем, к длительному противостоянию Америка сейчас не готова, что хорошо показали события в Венесуэлу. Пиратский наскок на резиденцию Мадуро, представляющий собой точечную спецоперацию — да, это допустимое для Вашингтона напряжение сил. Угроза военной операции в Гренландии, вынудившая НАТО прижать ушки и сложить лапки, соглашаясь со всеми требованиями США, вообще не потребовала от американской администрации серьезных расходов ресурса. Зато попытка интервенции в Иран, а хоть даже и исключительно ракетно-авиационные удары — дело куда более затратное. И куда менее предсказуемое с точки зрения результатов.

В прошлый раз они были не очень, несмотря на то, что в операции вовсю участвовал Израиль. Он и на этот раз наверняка впряжется за интересы Великого Белого Господина, тем более, что ему не будет мешать "умиротворенная" до почти полной безлюдности Газа. Но и с такой поддержкой Вашингтону не стоит рассчитывать на легкую прогулку: баланс сил на Ближнем Востоке с лета тоже изменился. Так что ближневосточные эксперты видят три возможных сценария развития ситуации вокруг Ирана.

"Первый сценарий предполагает усиление блокады и давления на Иран без прямого военного вмешательства. Этот сценарий находит поддержку среди влиятельных лиц в Израиле, которые полагают, что нападение не является неизбежным. Они также отмечают, что стратегическая цель Вашингтона остается неясной, учитывая неоднократные изменения позиции Трампа. Они также считают, что усиление давления, вероятно, вынудит Тегеран принять условия Соединенных Штатов и вернуться за стол переговоров, — пишет египетский NoonPost. — Второй сценарий предполагает проведение ограниченной и целенаправленной операции против ядерных объектов, ракетных заводов или ключевых фигур в иранском руководстве. При этом масштабы конфликта не будут расширены. Третий сценарий предполагает проведение всеобъемлющей военной операции. В настоящее время это, пожалуй, наименее вероятный сценарий, учитывая текущие региональные показатели и опасения по поводу неконтролируемой эскалации, которая может угрожать американским интересам в регионе".


Резоны, вынуждающие администрацию Трампа разыгрывать иранскую карту, очевидны. Вашингтону, чтобы окончательно сместить баланс сил в мире и за счет этого укрепить гегемонскую позицию, нужна крупная военная победа — или то, что можно за нее выдать. Точно так же, как это было сделано с прошлыми атаками на Иран: реальных результатов немного, зато в информационном поле сплошные победные реляции и вопли. Скорее всего, чего-то подобного стоит ждать и на этот раз.

Украине, впрочем, от этого не проще и не легче. Если против Ирана американские власти вынуждены применять реальную силу, то против Киева, который слишком упрямится, достаточно использовать простую информационную блокаду. Сейчас, когда разведывательные ресурсы США будут в основном сосредоточены на ближневосточном ТВД, ослабевшим ВСУ не стоит рассчитывать на прежний поток разведданных. А даже незначительное его снижение, как показывает тот же летний опыт, ведет к серьезным ограничениям способности украинских боевиков противостоять российским атакам. Именно это обстоятельство, по-видимому, и вынуждает Киев и Вашингтон продавливать идею "энергетического перемирия".

Может ли при этом Киев рассчитывать на то, что "энергетическое перемирие" растянется надолго? Конечно нет! Его окончание будет прямо привязано к окончанию военной операции США против Ирана — а она явно затянется. И как только станет понятно, что Тегеран не поддается Вашингтону, Москва по истечении согласованного срока перемирия (если, повторимся, таковое вообще обсуждается!) с полным правом возобновит атаки. Такова логика боевых действий: если противник теряет возможность сопротивляться, атакующий совершенно не обязан ждать, пока ситуация изменится.

Однако снижение потока разведданных — далеко не последняя неприятность, ожидающая Киев. Еще одним неприятным для него последствием начала операции США против Ирана станет резкое смещение информационного фокуса на Ближний Восток. И снова: опыт летней кампании американцев свидетельствует, что такой перекос дурно сказывается на киевском режиме. Он теряет возможность удерживать внимание на себе и быстро откатывается на периферию мирового интереса. На практике это означает, что нужды Украины предаются забвению, а "невыносимые страдания" режима перестают попадать на первые полосы газет и в топы интернет-запросов.


Сегодня судьба мирных переговоров по Украине напрямую зависит от ситуации вокруг Ирана. Свидетельством тому — недавнее заявление госсекретаря США Марко Рубио о том, что очередной раунд обсуждений почти наверняка пройдет без участия американской стороны, которая в крайнем случае "может присоединиться" к встрече.

Америка могла решить, что уже сделала все, что в ее силах, для украинского урегулирования — и устраниться. Поверить в эту версию мешает только одно: публичное обещание Трампа лично довести дело до конца. Пока о таком результате не идет и речи, а значит, Вашингтон будет и дальше давить на Киев, требуя принять самые жесткие условия мирного соглашения. На это указывает и постепенное ужесточение риторики Белого дома, и недавние утечки, касающиеся отказа США давать гарантии безопасности до того, как подписан договор об окончании боевых действий.

Вашингтон можно понять. Ему очень нужно сейчас доказать гегемонский статус не только в Западном полушарии, которое он считает своим "задним двором", но и на Ближнем Востоке, где американские позиции за последнее время заметно пошатнулись. Если это потребует срочного прекращения конфликта на Украине, пусть даже на условиях России — Белый дом, похоже, и на это пойдет.

В конце концов, он уже не раз прямо заявлял, что украинский вопрос должны решать европейцы, а не американцы. А значит, рискуя завязнуть в иранском конфликте, Трамп изо всех сил будет стремиться отделаться от киевской гири на ногах. Любой ценой. В том числе и принуждением Зеленского к капитуляции.

Источник

Поделиться с другом

Комментарии 0/0


...