Цвет года Pantone: как его выбирают и зачем он нужен — объясняет дизайнер Аня Саркисьянц

На прошлой неделе Институт цвета Pantone выбрал цвет 2026 года — оттенок белого под названием Cloud Dancer («облачный танцор»). Автор «Сноба» Егор Спесивцев поговорил с основателем и арт-директором студии Designic Аней Саркисьянц о том, как вообще выбирают цвет года, на что этот выбор влияет, почему «танцор» не устроил многих в профессиональном сообществе и какого цвета нам ждать следующим (альтернативный «цвет года» для тех, кого белый не устроил, тоже подобрали).

Как Институт цвета PANTONE выбирают цвет года?
Процесс, конечно, закрытый. Наверное, его можно сравнить с выборами Папы Римского, с конклавом: все голосуют, но никто не знает, кто за кого (а мы до конца не знаем, как конкретно это устроено). Хотя можно попробовать объяснить механику отбора: в каждом году выбор обуславливают разные культурные сдвиги, изменения в общественных настроениях. Pantone не просто выбирает «красивый цвет», а пытается сформулировать цветовой символ настроения следующего года. Это может быть и общая тревога, и «подъём». Экспертная команда также пристально следит за тем, что происходит в медиа, в кино, в фэшн-индустрии, за наиболее значимыми мировыми событиями, в том числе политическими. Экологическая повестка тоже важна. В этом году очень многие ждали отсылки как раз к ней: думали, что будет зелёный или его оттенки. При этом значение у них с «облачным» примерно одно и то же: «все хотят немного перевести дух». Думали, что это будет связано с природой, но не угадали.
Выбор цвета года — это констатация («есть такой цвет, он уже популярен и важен, а будет ещё важнее, так что фиксируйте!») или волевая установка («мы в PANTONE выбрали вот такой цвет, а вы теперь его используйте везде! »)?
Скорее констатация. Чтобы назвать какой-то цвет «цветом года» нужна уже намеченная (или по крайней мере намечающаяся) тенденция. И вот как раз когда «цвет года» озвучивают, она уже окончательно оформляется, превращается в тренд.
Цветом 2026 года выбрали один из оттенков белого — CLOUD DANCER («облачный танцор»). Кажется, не всем он пришёлся по душе?
В социальных сетях я видела видео, где эксперты по цвету сжигают «веер» Pantone и спрашивают: «А цвет-то будет?». Никто не ожидал белого, многих такой выбор расстроил. Но здесь вот какой момент: у Pantone исторически очень много коллабораций с фэшн-индустрией, свои цвета и «палетки» к ним они часто подбирают исходя из этого. Для нашего дизайнерского, архитектурного мира это не совсем актуальная история: это цвета для печати, для маркетинга, но никак не для интерьеров (Pantone берёт своё начало из типографской мастерской, их палетка была придумана для унификации номера цвета исключительно для бумаги, а не для стен). Понятное дело, что Pantone пытаются охватить максимально широкую аудиторию и предложить разные сочетания цвета года с другими цветами-компаньонами, но в интерьерном дизайне мы всё-таки руководствуемся другими системами: RAL, NCS…
Какой бы ни выбрали «цвет года», в нашем исполнении он всё равно изменится.
В конце прошлого года «главным» назвали MOCHA MOUSSE — грубо говоря, шоколадный. До этого был PEACH FUZZ, то есть персиковый. Год за годом выбирают мягкие, «используемые» цвета. PANTONE же вряд ли могут назвать «цветом года», например, электрический зелёный с обложки альбома BRAT?
Действительно, последние годы цвета выбирали очень понятные, но какого-то всплеска эмоций по этому поводу среди обычной аудитории я не замечала, всех это вполне устроило: возможность перезагрузиться, «мы сами создатели своего будущего», все дела. Если говорить про профессиональное сообщество, то настроения ровно противоположные: нам всё время хочется акцента, манифеста в цвете. Отсутствие цвета (а белый — это именно оно) профессиональное сообщество не очень прощает: «Что с ним делать-то?». Ну «чистый лист», да. А дальше?
Бывали годы, когда Pantone выдавали сразу два цвета, и здесь эффект получался ближе к тому, о чём вы спрашиваете. В 2021 у нас были Ultimate Grey и Illuminating, то есть «безупречный» серый в паре с «освещающим» его жёлтым, в 2016 — Serenity и Rose Quartz («безмятежность» и «розовый кварц»), розовый с таким, голубоватым. И это сразу была очень конкретная интерпретация цвета. В этот раз можно было сделать так же: вот вам белый холст, а на нём яркий акцент. Но Pantone так не сделали.
Почему?
Обоснование они озвучили: общество сейчас уставшее от информационного шума, от политизации, искусственный интеллект нас понемногу порабощает, а мы не знаем, как его обуздать. У меня перед глазами сейчас картинка кардиограммы, и это удачное сравнение: вместо какой-то необычной пульсации нам предложили ровную линию. Это необязательно «конец», скорее «заморозка»: мы застыли в состоянии «in progress». Куда идти дальше, ответа пока нет: «Давайте просто доживём до следующего года!».
Если возвращаться к вопросу про более яркие цвета, в 2023 году у нас был насыщенный Viva Magenta, до него — вполне «электрический» Very Peri (Барвинок), которые воплощали, мне кажется, всемирный постпандемийный драйв. В большей степени это, конечно, касается именно Magenta, там и приставка Viva намекает. Тогда мы выходили из дома после долгой изоляции, а теперь, мне кажется, происходит прямо обратный процесс. Мне недавно попалась статья о том, что люди перестали есть в ресторанах поздним вечером, столы резервируют часов на пять-шесть. Это ведь тоже показатель: мы устали от шума, от жизни «вне», захотели вернуться домой. Так что «электрические цвета» бывают, просто сейчас, кажется, не время для них.
Кстати о «приставках». Вот есть у нас «облачный» белый, а почему он «танцор»? Образ помогает интерпретировать цвет именно так, как его поняли в PANTONE?
Да, конечно. Не просто «начнём жизнь с чистого листа», а ещё и немного в облаках полетаем, помечтаем, каким может быть наше будущее. «Танцор» — это про «разгрузиться». И это суперважный момент: не просто белый, а его романтизация. То же самое и в работе с интерьерами: всё зависит от того, какое настроение ты хочешь создать. Оттенков белого — тысячи, поэтому очень важно поставить себе задачу. Чтобы «взбодрить» человека ты выберешь белый с примесью голубого. Если хочется роскоши, это будет белый с уклоном в серый, более роскошный и «благородный». А как его потом поддерживает и меняет освещение… Это тоже супер важно. Если честно, я обожаю белый.
Потому что это универсальная «база»?
Это фон, да. В своих личных интерьерах я всегда работаю так, что основа — это белый, а на него уже «нанизываются» другие оттенки и цвета. На белых стенах очень акцентно выглядит искусство, которое как раз и даёт цвет. Или я могу оставить белые стены, но беру ковёр, раскладываю его на цвета, и уже из него рождается интерьер. Бывают и такие проекты, когда смотришь на только отштукатуренные стены, и это так красиво, что хочется сказать: «Давайте вот так и оставим!». Иногда белый — это не пустота, а праздничная белая рубашка: очень светлая, сразу чувствуется объём.
Но есть же и «опасности» белого? Я одно время жил в безупречно белой квартире (надо, наверное, заметить, что в очень маленькой), и на второй месяц было полное ощущение, что я пациент психоневрологического диспансера.
Есть психология пространства: какой белый обозначает какую эмоцию. То, о чём вы говорите, похоже на ощущение стерильности: действительно, «как в психушке». Но этого эффекта легко избежать, достаточно выбрать оттенок холоднее или теплее. Если белый будет слегка «желтить», получится ретро: как будто стены пожелтели от дневного света. Кроме того, очень важно обращать внимание на то, что вокруг белого. Если мы посмотрим на архитектуру, скажем, Афин отдельно от их природы, то при желании можем усмотреть в ней и «больничный» холод. Но ведь она не существует в вакууме? Есть синее море, есть огромное количество зелени вокруг. Это ансамбль.
Чтобы не совершить ошибку, нужно заранее понять, какой результат вы хотите получить. В южных странах, например, стены домов внутри часто бывают белыми, чтобы визуально «охлаждать» помещение. Возвращаясь к больничным интерьерам, они же были сделаны белыми специально: на белом хорошо видно грязь, кровь. Выбор цвета здесь абсолютно функциональный. Но, заметьте, современные врачи уходят от белых халатов: чтобы было меньше контрастов, потому что красный на белом — это уже очень устойчивая ассоциация. На зелёном подсохшая кровь становится приятно шоколадной, а это уже не так сильно триггерит пациентов. Люди, которые падают в обморок от вида крови, чаще реагируют именно на алый цвет. В новых условиях чистого красного больше нет, поэтому нет и такой острой тревоги.
Вы сказали, что для интерьерного дизайна цвета и палетки к ним от PANTONE чаще всего не подходят. А что с ними не так?
Просто есть интерьерные цветовые сочетания, а есть неинтерьерные.
У Pantone они обычно неинтерьерные: если посмотреть на палетку, например, Tropic Tonalities, куда входит Cloud Dancer, она явно больше подходит для фэшна, и они это, судя по референсам, прекрасно понимают: обивку дивана сделали очень яркой, тропической, но каркас его всё равно белый. А в соседней палетке, где цвета другие, они уже ставят чашечку из глины, домашние стеклянные стаканчики, — то есть и сами хорошо чувствуют, что с интерьером работает, а что — нет. Мы часто сталкиваемся с необходимостью несколько перерабатывать такие сочетания. Когда делаем проект, берём брендбук заказчика, а там все цвета, естественно, типографские: подходят для печати визиток, брошюр, какого-то яркого брендинга. Мы их переосмысливаем, усложняем, добавляем какие-то новые сочетания, вводим чуть разбелённые оттенки. Потому что, повторюсь, у бумаги — одна психология, у пространства — другая.
«Типографские» цвета — слишком насыщенные для интерьера?
Конечно. Постеры нам нужны, чтобы привлечь внимание: это реклама, её должно быть видно издалека. Я буквально сегодня проезжала баннер одного сотового оператора, и там как раз использовался яркий цвет Magenta. Вроде бы вечер, уже и зрение упало, и от дороги не отрываешься, но эту «мадженту» ты обязательно увидишь издалека, потому что цвет о себе заявляет очень ярко. А домой мы приходим, чтобы отдохнуть. В стенах цвета Magenta вы, наоборот, всё время будете в состоянии возбуждения.
А если я хочу быть в состоянии возбуждения?
Тогда это уже индивидуальный проект! (смеётся) Но даже если вы фанат цвета Magenta, мы всё равно предложим вам его «разбелить», сочетать с каким-то цветом-компаньоном, чтобы дома можно было отдохнуть. Иначе вы всё равно однажды устанете от этого ощущения «натянутой струны». Не просто так ведь мы не красим стены офисной переговорной в насыщенный красный? Хотя, казалось бы, он очень близок к бизнесу: акцентный красный галстук, красный значок. На фоне большого синего костюма это будет уместно, но вы же не придёте на работу в полностью красном костюме? Это больше подходит для тематической вечеринки. То же самое и в интерьере: если вы любите цвет Magenta, то это могут быть ковёр, подушки, картины, но никак не все стены. Хотя, конечно, бывают индивидуальные запросы: значит, что-то у вас в голове происходит, что вы хотите так жить 24 на 7. Но это мы говорим о жилых помещениях.
Да, если бы мы занимались дизайном выставочного пространства, музея, то яркий цвет на все стены уже не вызывал бы никаких вопросов, это было бы оправдано задачей: на цвете искусство всегда экспонируется намного эффектнее.
С приходом белого каких-то материалов в интерьерах следующего года станет больше? Камня, может быть? Хотя он, наверное, редко бывает чисто белым.
Чаще всего белый цвет проявляется в интерьере через штукатурку. Если мы говорим о жилье, это могут быть и белые прикроватные тумбы, и какой-нибудь ковёр меховой. Я хорошо себе представляю полностью белую спальню: где и кровать белая с изголовьем в фактурной ткани, и стены, и тумбочки, и светильники на тумбочках. Это может очень хорошо ложиться: не выглядеть «по-больничному», а обволакивать.
Если говорить про общественные пространства, то, конечно, белый будет проявляться через стекло, через штукатурку и, наверное, через керамогранит (это обязательно будет вертикальная поверхность, точно не горизонтальная). Но здесь вы правильно заметили: я сильно сомневаюсь, что он будет чисто белым, скорее всего это оттенки. Важно учитывать ещё и такую деталь: если мы возьмём Cloudy Dancer, применим его в интерьере, а потом поиграемся с освещением, он у нас будет абсолютно разным. А ведь можно ещё и выключить свет вовсе, — и даже солнечный свет будет его менять.
Преобладание белого в интерьерах — следствие моды на скандинавский стиль? Как будто прежде так много белого вокруг нас не было. Или всё-таки было?
Белый в интерьерах появляется циклически, как и все цвета. Жизнь вообще циклична (смеётся), и белый цвет в этом плане от нас с вами ничем не отличается. До расцвета скандинавского стиля он уже проявлялся активно в 2000-е годы, когда развивались офисы: стены там делали нейтрально-белыми, потому что пространства были чаще всего арендуемые, а «обживали» их уже с помощью разной мебели. Когда коворкинги американского типа стали появляться по всему миру, белого стало много. А затем, да, был триумф скандинавского стиля, и теперь для очень многих людей утвердилась ассоциация, что белый — значит скандинавский. Белый — значит IKEA. Понятно, откуда эта ассоциация пришла, но потенциал белого ею не исчерпывается.
В следующем году мы снова захотим акцентов?
Мне кажется, что 100% так и будет. Походим сейчас с этим «облачным» белым, остынем, а потом нужно будет возвращаться к яркости. Цвет следующего года точно не должен быть каким-то нейтральным.
Давайте выберем «цвет года» на 2027-й.
Мне хочется оранжевого, но приглушённого. Это символично: после белого листа — восход солнца. Плюс, сейчас происходит такая активная интеграция Востока в Запад, что отрицать её влияние на нас просто невозможно. Япония, Китай, Корея становятся всё ближе к нам. Я думаю, что в следующем году этот оранжевый можно было бы обосновать как раз через связь Востока с Западом, через огромное влияние Востока. На последних выставках современного искусства этот тренд уже очевиден: очень сильный Восток, сильный Юг. Отсюда цвет восходящего солнца, но в более комфортных оттенках. Я думаю, для него есть и политическая, и культурная основа.
Если я вам предложу «облачного танцора» заменить на что-то другое, выбрать альтернативный цвет 2026 года вместо белого, что возьмёте?
Я всё ещё уверена в зелёном. Большинство ожидало зелёного, и я бы дала людям этот зелёный. Какой-нибудь комфортный его вариант — серо-зелёный, «припылённый», ближе к эвкалипту. На этом цвете глаз отдыхает. Нам сейчас дали минималистичный белый, но эвкалипт, мне кажется, для перезагрузки подходит ничуть не хуже. И оранжевый после него будет таким же солнечным, ярким… Витальным.
Альтернативный выбор цветов года от Ани Саркисьянц: 2026-й и 2027-й годы соответственно
Последний вопрос: год подходит к концу, мы в разных областях подводим итоги. Назовёте пять главных трендов этого года в интерьерном дизайне?
Наличие металла и вообще индустриальность — первое. Я бы даже сказала, что под конец года это уже моветон. Второе — обращение к ретро-эстетике. Возможно, это моё личное искажение, но открылась масса ресторанов, стилизованных под 1970-е, 1980-е годы. Кто-то просто стилизует, кто-то добавляет винтаж, если позволяют средства. Третьей я бы назвала такую тенденцию, которая не в этом году начала оформляться, но сейчас становится всё очевиднее: студенты-дизайнеры разучились работать с цветом. Если сегодня студент к белой лестничной клетке добавляет красные перила, он (не всегда, но часто) уже гордится тем, какая крутая получилась работа с цветом. В своей студии я в 2025 году обозначила курс на то, чтобы заново изучить цвет.
Четвёртое — конечно, «новый русский код». В непростые времена люди всегда начинают внимательнее изучать себя, укореняться в себя, чтобы немного заземлиться, и на всех главных выставках в этом году нашего культурного кода было очень много. Я выступала на ПМЭФ, и там один из спикеров в нашей панели говорил о том, что возникла идея на государственном уровне задать тренд на детские площадки в «русской» стилистике: гжель, хохлома и так далее. Мы в этом году сделали проект вагона-коворкинга с русской айдентикой, и это тоже очень характерный момент.
Последнее — мобильность в интерьерах. Это всевозможные трансформируемые решения, запрос на быструю перестройку пространства и так далее. Сегодня нужно быть готовым быстро менять обстановку под разные задачи: это касается и планировки, и комплектации интерьера, — мобильные решения очень помогают.
Беседовал Егор Спесивцев
Источник