Половину скандинавских олимпийцев не тестировали накануне Игр-2026. Но подозревают в допинге все равно россиян.
В Норвегии почти половина олимпийцев не проверялись на допинг вне стартов
АВТОР: Олег Шамонаев (Шеф отдела спорта)

Информационные агентства Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании вскрыли катастрофическую ситуацию в борьбе за чистый спорт в зимних дисциплинах.
Государственные информационные агентства стран Северной Европы опубликовали шокирующие результаты опроса своих ведущих спортсменов-«зимников». Оказалось, что практически половина потенциальных участников Олимпиады-2026 из Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании не сдала ни одного внесоревновательного теста на допинг в течение последнего года. Эти данные удивили не только болельщиков и специалистов, но и самих атлетов, спровоцировав дискуссию о справедливости и эффективности борьбы за чистый спорт. На этом фоне особенно дико смотрятся отказы многим спортсменам из России в нейтральном статусе, сделанные из-за отсутствия международных антидопинговых проверок. Получается, что иностранцам можно выступать на Играх без тщательного контроля, а россиянам — нет.
Спортсмены годами не видят проверяющих
Совместный опрос, проведенный четырьмя информагентствами — норвежским NRK, шведским SVT, финским Yle и датским DR, — охватил спортсменов национальных сборных по всем зимним олимпийским видам спорта. Анкеты не направлялись только хоккеистам, поскольку многие из них выступают в НХЛ, где не действуют правила ВАДА. Интервьюирование было анонимным и добровольным — из 413 атлетов, которых привлекли к проекту, отозвались 186 (45 процентов). Результаты оказались неожиданными: 49,2 процента респондентов заявили, что в период с 1 сентября 2024-го по 1 сентября 2025 года не сдали ни одного внесоревновательного теста. 13,3 процента проверялись лишь однажды, а частые проверки (от 6 до 10 раз) коснулись только 4,4 процента опрошенных.
Ситуация с соревновательными тестами выглядит немного лучше, но все равно цифры получились тревожные — 35,5 процента будущих олимпийцев не сдавали пробы даже на официальных стартах. Причиной, по словам представителей национальных структур, является недостаток ресурсов и стратегия Международного агентства по тестированию (ITA), которое усиливает проверки только в олимпийский сезон (а опрос информагентств завершился еще до его начала). Однако даже с учетом того, что выборка является социологически некорректной (основную массу тестов вполне могли сдать атлеты, проигнорировавшие опрос), опубликованные результаты все равно напрягают. Особенно тех «лидеров мнений», которые привыкли педалировать тему честного спорта.
«Я всегда был убежден, что соревнуюсь с соперниками, употребляющими допинг, — заявил в интервью SVT шведский биатлонист Себастьян Самуэльссон. — Это плохо, нам нужно больше проверок. Тенденция к уменьшению тестирования продолжается уже несколько лет. Я спрашивал, почему так происходит? В ответ мне рассказывали, что проверки обходятся очень дорого и почти все результаты оказываются отрицательными. Но в таком случае логично задаться вопросом об эффективности всей антидопинговой системы, призванной обезопасить спорт от мошенников».
Здесь надо напомнить, что в прошлом Самуэльссон регулярно занимался травлей россиян, которых считал главными допингерами мирового биатлона. Но наши спортсмены в этом виде спорта не выступают на международном уровне почти четыре года, а угроза со стороны «мошенников», судя по словам Себастьяна, никуда не исчезла. Похожей позиции придерживаются и некоторые другие звезды зимнего спорта, к которым обратились организаторы опроса. По их мнению, опубликованные информагентствами цифры неприемлемы и подрывают веру в чистоту будущих Игр. При этом многие отмечают вопиющую несправедливость. Например, норвежская конькобежка Рагне Виклунд пожаловалась на неожиданные визиты контролеров «даже во время отдыха в горном шале», в то время как другие спортсмены годами не видят проверяющих.

Виды спорта с высоким риском
Вся нынешняя система допинг-контроля построена на выборочных проверках, которые являются крайне дорогостоящими (один тест обходится примерно в 600 евро) и неэффективными (положительный результат дают около одного процента взятых биопроб). Чистоту спорта по замыслу ВАДА должен гарантировать не тотальный контроль, а страх быть пойманным — если не сейчас, то в результате перепроверок, которые возможны на протяжении десяти лет после тестирования. Как мы знаем, это все равно не останавливает мошенников. И опрос скандинавов — далеко не первый из тех, которые ставят вопрос о доверии к мировой антидопинговой системе. Например, согласно исследованию швейцарского ученого Рафаэля Фейсса, допинг употребляют от 15 до 18 процентов атлетов, и эта цифра по мере «закручивания гаек» по линии ВАДА и ITA не уменьшается.
Олимпийская чемпионка по лыжным гонкам шведка Йонна Сундлинг заявила, что в шоке от новостей о проблемах с проверками потенциальных участников Олимпиады-2026. Норвежская лыжница Тирил Уднес Венг назвала ситуацию «очень плохой», подчеркнув, что внесоревновательный контроль — ключ к поимке мошенников, так как запрещенные вещества чаще используют в подготовительный период, а не на самих стартах. Датский конькобежец Филип Дуэ Шмит признался, что нынешнее положение дел ставит крест на разговорах о чистом спорте. «Думаю, я мог бы безнаказанно принимать запрещенные вещества, если бы захотел», — отметил спортсмен.
Накануне прошлой зимней Олимпиады ITA выдало национальным агентствам более 5400 рекомендаций по тестированию, которые были выполнены на 80 процентов. А перед Миланом-2026 борцы за чистый спорт обещали ужесточить проверки — вплоть до поиска допинга в личных вещах олимпийцев. Ведь в Италии употребление запрещенки — это уголовное преступление. Однако, как выясняется, ничто не мешает мошенникам накачаться препаратами в период подготовки к Играм. Антидопинговые агентства объясняют «белые пятна» в своей работе не собственной нерадивостью, а осознанной стратегией, продиктованной ограниченными ресурсами.
Так, норвежский чиновник Андерс Солхейм заявил, что у проверяющих структур нет цели взять ...изы абсолютно у всех олимпийцев. Основные усилия и бюджеты сосредоточены на видах спорта «с высоким риском» (лыжных гонках и биатлоне). В то же время, например, керлингистов, чей вид считается «низкорисковым», стараются лишний раз не тревожить. «Если вы тестируете спортсмена, занимающего 300-е место в рейтинге, это пустая трата времени и денег. Чистому спорту в первую очередь угрожает элитная группа атлетов», — подвел итог бывший президент ВАДА Дик Паунд, успокоив публику сообщением, что все призеры Олимпиад в любом случае проходят проверку на препараты после завершения соревнований.
Патовая ситуация
Все это понятно и логично, если бы не одно существенное обстоятельство: все испытывающие нехватку ресурсов антидопинговые структуры северных стран признаются ВАДА полностью заслуживающими доверия. А вот РУСАДА, которое по объемам тестирования опережает скандинавских коллег, лишено лицензии с 2015 года. Наше агентство не восстанавливают из-за многочисленных придирок (в том числе политического характера) более десяти лет, что стало причиной дискриминации многих спортсменов из России при рассмотрении заявок на нейтральный статус. Согласно рекомендациям МОК, для возвращения на мировую арену наш атлет должен в течение года пройти от одного до трех тестов, сделанных по заказу ITA или международной федерации.
Дикость ситуации в том, что для выполнения этого условия нужно находиться в интернациональном пуле тестирования, а в период санкций представителей России из этих списков просто вычеркнули. Кроме того, иностранные контролеры порой просто не приезжают в нашу страну «по соображениям безопасности». Это не значит, что в последние годы звезды российского спорта могли свободно применять запрещенку — их активно контролировало РУСАДА, но результаты этих проверок на международном уровне не признаются. В итоге атлеты из России, по факту проходившие допинг-контроль, но не имевшие полномочий придать ему международный статус, — за бортом Игр-2026. А скандинавы, за которыми никто не следил из-за нехватки денег, спокойно выйдут на олимпийский старт.
Некоторые дружественные федерации закрыли глаза на патовую ситуацию с антидопинговыми проверками россиян. Но в видах спорта, приоткрывших для нас дверь под нажимом МОК, антидопинговая бюрократия легко заблокировала десятки заявок из России. В зимних видах это коснулось, в частности, представителей дисциплин Международного союза конькобежцев (ISU) и Международной лыжной федерации (FIS). Некоторые наши спортсмены сейчас пытаются оспорить дискриминационный пункт о допинг-тестах в лозаннском арбитраже. Но время для завоевания олимпийских квот давно ушло. Игры-2026 пройдут без «подозрительных» россиян, зато с «чистыми» атлетами из северных стран, у которых были все возможности для обмана антидопинговой системы.
______________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Источник